Памятники архитектуры Древний Чернигов славился многочисленными памятниками архитектуры. Уже в начале 30-х годов XI в. здесь был заложен один из первых на Руси каменных храмов - величественный пятикупольный Спасский собор. В XII в. в Чернигове сформировалась своя архитектурная школа, получившая воплощение в архитектуре Борисоглебского, Успенского и Благовещенского соборов (последний не сохранился). В XII в. в творческий художественный процесс включается все больше местных сил - выходцев из народа. Именно благодаря им в сферу религиозных образов вторгаются образы народной фантазии, сказочные мотивы и сюжеты. На белокаменных капителях Борисоглебского собора ярко изображены фантастические звери в орнаментальном плетении. В живописную панораму Болдиных гор, что на юго-западной окраине Чернигова, органически вписалась бесстолпная Ильинская церковь XII в., построенная у входа в пещерный монастырь. Новую страницу в историю древнерусского зодчества на рубеже XII-XIII вв. вписали черниговские мастера, соорудившие на средства посадских людей Пятницкую церковь. Ее отличали необыкновенная компактность, выразительность и динамичность силуэта. В архитектуре Пятницкой церкви, как и в "Слове о полку Игореве", отражены возвышенные идеалы единства Древней Руси. Творения черниговских зодчих оказали влияние на украинскую и русскую архитектуру XV-XVII веков. В архитектурных памятниках Чернигова сочетались различные виды искусства. Так, снаружи черниговские храмы украшали резные белокаменные детали с растительным орнаментом и изображениями фантастических зверей. Изнутри соборы и церкви расписывались фресками, фрагменты которых сохранились в Успенском соборе. Полы выстилались цветными керамическими либо резными шиферными плитами с яркими мозаичными панно, представление о которых дает известная композиция с павлином из Благовещенского собора. Черниговские ремесленники внесли значительный вклад в сокровищницу древнерусского декоративно-прикладного искусства. Широкую известность получила серебряная оправа турьих рогов - сосудов для питья из Черной Могилы (X в.). Один из них украшен чеканным орнаментальным узором, другой - рельефным фризом со сказочным сюжетом, позаимствованным, очевидно, из быльного эпоса. Выдающимся памятником художественного ремесла конца XI в. является найденный в пригороде Чернигова на берегу реки Белоус отлитый из золота амулет с изображением человеческой головы, обпитой змеями (отсюда его название-змеевик) и надписью: "Господи помоги рабу своему Василеви". Исследователи связывают его с Владимиром Всеволодовичем Мономахом, княжившим в Чернигове в конце XI в. и носившим христианское имя Василий. Возможно, змеевик был утерян Мономахом во время одного из охотничьих единоборств, столь красочно описанных им в "Поучении". В XII в. для другого черниговского князя-Владимира Давидовича местные мастера изготовили знаменитую серебряную чашу емкостью около 8 литров, предназначенную для торжественного заздравного питья вкруговую. Творения местных мастеров-ремесленников свидетельствуют о высоком уровне художественной культуры древнего Чернигова. |